Для обеспечения эксперимента используются в качестве материальных ресурсов хорошо оснащенные кабинеты: биологии, географии, химии. В школе работает музей «Наш дом». Для оформления творческих работ учащиеся могут воспользоваться двумя компьютерными классами. В школе работает ОДОД.
В качестве кадровых ресурсов к реализации проекта привлекаются: учителя географии, биологии, истории, истории города, которые преподают в 5-7-х классах, классные руководители 5-7-х классов, педагоги дополнительного образования (музей «Наш дом», туризм).
3. Система управления инновационной деятельностью 3.1. Управление инновационной деятельностью
1.Документы, обеспечивающие деятельность районной экпериментальной площадки:
- Правительство Санкт–Петербурга Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Распоряжение №727 от 06.10.2011 о продлении государственным образовательным учреждениям, подведомственным администрации
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, деятельность в статусе районных экспериментальных площадок до 01.09.2012г.;
- Приказ по школе №27 от 11.11.2009 о формировании творческой команды учителей-исследователей;
Положение об опытно-экспериментальной работе школы; положение об учителях-исследователях.
2.В плане ОЭР внесен постоянно действующий семинар по следующим темам:
- «Определение особенностей ОЭР на первом этапе»,
- «Психолого-педагогические основы взаимосвязи основного и дополнительного образования»,
- «Сущность формирования учебно-познавательных компетенций»,
- «Разработка разноуровневых практико-ориентированных заданий»,
- «Уточнение понятий учебно-познавательных компетенций и практико-ориентированных заданий»,
- «Использование педагогических технологий на уроках и занятиях дополнительного образования»,
- «Анализ промежуточных результатов эксперимента»,
- «Итоговая диагностика эффективности использования практико-ориентированных заданий для развития учебно-познавательных компетенций».
Был проведен практикум по теме «Таксономия учебных задач», где использовалась теория Блума и Д. Толлингеровой.
Проводились групповые и индивидуальные консультации с учителями-исследователями. Все эти мероприятия способствовали повышению теоретического и практического уровня учителей-исследователей.
О результатах эксперимента отчитываемся на родительских конференциях, на педагогических советах, на совещаниях при директоре, на методических советах школы.
Учителя-исследователи повышали свою квалификацию на курсах АППО и ИМЦ по следующим программам:
- «Проектирование современного урока»,
- «Современные образовательные технологии: теория и практика».
На третьем этапе ОЭР были организованы две учебно-познавательные игры со школами Адмиралтейского района (школа №306, №307) по темам «Вокруг Нового года», «Петровская ассамблея».
3.2. Оценка мероприятий и организации выполнения программ реализации отчетных этапов инновационной деятельности
- 19.09.2011 г. организован и проведен туристический слет школы на территории пос. Большая Ижора.
Целью ежегодного туристического слета является создание условий для формирования здорового образа жизни,
воздействия на творческую. Познавательную и эмоциональную сферу в непосредственном контакте с действительностью –
окружающей природой и социальной средой. Для взаимосвязи учебной деятельности с занятиями дополнительного образования в школе
разработана система учебно-познавательных игр, целью которых является формирование умений различной степени сложности
по предметам и занятиям дополнительного образования.
- 25.10.2011г. состоялась учебно-познавательная игра для 7-х классов по теме «Великие географические открытия».
- 15.12.2011г. была проведена учебно-познавательная игра «Вокруг Нового года», в игре приняли участия школа №245 и школа №306.
- 17.02.2012г. разработана и проведена учебно-познавательная игра для 7-х классов (школ района №245, №306, №307) «Петровская ассамблея». На игре присутствовали учителя истории города района.
- 01.03.2012г. прошел семинар для координаторов по ОЭР Адмиралтейского района.
- 01.03.2012г проведен семинар, на котором были даны открытые уроки учителями-исследователями: Малой Т.Н., учителем биологии; Власовой С.В., учителем истории города; Некрасовой Л.Н., педагогом дополнительного образования и учителем истории.
- 24.04.2012г. состоялась игра-конференция для 7-х классов по теме «Путешествие по Европе», команды 7-х классов готовили вопросы друг другу, отбирали и представляли перед аудиторией материалы по темам: «Математическая Европа», «Спортивная Европа», «География Европы», «Литературная Европа», «Европейские стили в архитектуре Санкт-Петербурга», на мероприятии присутствовали учителя географии Адмиралтейского района.
Все мероприятия прошли на высоком уровне, присутствующие на них дали положительную оценку инновационной деятельности школы. Учителям, которые подготовили открытые уроки, учебно - познавательные игры, выступления объявлена благодарность от администрации школы.
3.3. Отражение инновационной деятельности на сайте ОУ, в СМИ, телевидении и т.д.
Заведена страничка по инновационной деятельности на сайте школы school245narod.ru
Создан сайт «Опытно-экспериментальная работа школы». На сайте выложены отчеты по каждому этапу ОЭР, методические рекомендации по теме, презентация семинара от 1 марта 2012г., галерея фотографий учебно-познавательных игр, описание работы туристической секции и фильм о туристических слетах школы, презентация школьного музея и статья Некрасовой Л.Н., руководителя музея «Наш дом».
3.4.Система общественной экспертизы результатов инновационной деятельности
- Отчет о работе по эксперименту состоялся 09.02.2012 года на педагогическом совете школы Протокол №7 от 09.02.2012г. Присутствовали: 33 человека - члены педагогического совета.
В ходе проведения педсовета было принято решение: считать проведение эксперимента удовлетворительным и приступить к выпуску продукта в виде методических рекомендаций.
- Был проведен семинар по теме ОЭР 01.03.2012г. для координаторов ОЭР в школах Адмиралтейского района.
На мероприятии присутствовало 15 человек. На семинаре выступила Витте Е.П., заместитель директора по ОЭР школы №245
с анализом проделанной работы по эксперименту. Учителя-исследователи школы показали уроки с практико-ориентированными заданиями.
Присутствующие на семинаре дали положительную оценку исследовательской деятельности школы.
На заключительном этапе мы распространяли свой опыт работы:
- Выступление по теме ОЭР заместителя директора по УВР и учителя географии Витте Е.П. на городской географической конференции «Системно - деятельностный подход в обучении географии» 17.11.2011г. (36 человек);
- Открытое мероприятие 25.01.2012г. (6 человек) (в рамках конкурса педагогических достижений) показывал Самусенко Д.Р., педагог дополнительного образования и учитель географии и биологии;
- 17.02.2012г. была проведена учебно-познавательная игра «Петровская ассамблея» для учащихся 7-х классов школ района (№245, №307, №306),
на игре присутствовали: методист района по истории города И.М. Денисова, учителя истории города, истории и географии (6 человек)
- 21.02.2012 (21 человек) на XII Ежегодной общегородской научно-практической конференции «Современный урок географии» Витте Е.П., заместителем директора по ОЭР и учителем географии была представлена курсовая работа по окончанию курсов повышения квалификации на базе АППО на тему «Практико-ориентированные задания как средство формирования учебно-познавательных компетенций на уроках географии»;
- 01.03.2012г. (15 человек) был проведен семинар для координаторов ОЭР школ Адмиралтейского района, где с отчетом об экспериментальной работе школы выступила Витте Е.П., заместитель директора по ОЭР и открытые уроки с практико-ориентированными заданиями показали учителя-исследователи: Малая Т.Н., учитель биологии, Власова С.В., учитель истории города, Некрасова Л.Н., педагог дополнительного образования и учитель истории;
- 16.04.2012г. (20 человек) выступление Чистяковой Т.В., заместителя директора по УВР и учителя химии. на межрайонном (Невский район, Адмиралтейский район) семинаре «Современный урок химии в свете стандартов второго поколения» по теме «Практико-ориентированные задания как средство развития творческих способностей учащихся»;
- 17.04.2012г. (13 человек) выступление на круглом столе по итогам окончания курсов повышения квалификации «Современные педагогические технологии: теория и практика» Самусенко Н.И., учителя русского языка и литературы, по теме «Методическое руководство проектной деятельности учащихся» и Самусенко Д.Р., педагога дополнительного образования и учителя географии и биологии, по теме «Кейс методики преподавания (география, биология, туризм), эти два выступления связаны с выполнением практико-ориентированных заданий на уроках и занятиях дополнительного образования;
- 24.04.2012г. (10 человек) состоялась игра-конференция для 7-х классов по теме «Путешествие по Европе», учащиеся готовили вопросы друг другу, отбирали и представляли перед аудиторией материал по темам: «Математическая Европа», «Спортивная Европа», «География Европы», «Литературная Европа», «Европейские стили в архитектуре Санкт-Петербурга», на мероприятии присутствовали учителя географии Адмиралтейского района. Отзыв о мероприятии был написан методистом района по географии Киселевой О.Ю.
3.4. Организация сетевого взаимодействия и сотрудничества
Систематически осуществляется связь с ИМЦ Адмиралтейского района, методисты которого оказывают помощь в научном оформлении экспериментальной работы школы.
ИМЦ организует обучение координаторов по ОЭР и учителей-исследователей.
Осуществлялась сетевая интеграция школ района (школы №306, №307), такими мероприятиями стали: учебно-познавательная игра «Вокруг Нового года», «Петербургская ассамблея».
4. Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности ОУ
4.1. Эффективность результатов инновационной деятельности (самооценка)
В результате ОЭР учителя пополнили свою педагогическую копилку различными технологиями, из них ведущими оказались игровая, проектно-исследовательская и информационная, как наиболее подходящие для данной возрастной группы учащихся, так и более результативными.
Благодаря, теоретической и практической подготовки к эксперименту, учителя школы научились разрабатывать практико-ориентированные задания и проводить уроки с практико-ориентированной направленностью. Интеграция учебной деятельности и занятий дополнительного образования позволили обогатить содержания учебных программ.
В рамках эксперимента организован мониторинг формирования учебно-познавательных компетенций 6-7 классов, который осуществлялся по следующим показателям: уровень и качество обученности, развитие познавательных мотивов и интересов учащихся на уроке, уровень сформированности учебно-познавательных компетенций.
Учителя-исследователи использовали методику оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В.Репкина, Е.В. Заика), работу И.С.Фишман и Г.Б.Голуб «Уровни сформированности ключевых компетентностей», а так же свои наблюдения, анкетирование учащихся и проведение срезовых контрольных работ.
Исследование уровня и качества обученности учащихся показали, что в 6-7-х. классах наблюдалась положительная динамика в результатах учебной деятельности: уровень обученности стабилен и составил 100%, по уровню качества обученности в 7-х классах наблюдалось повышение на 3%, средний балл - стабилен.
Уровни сформированности учебной деятельности (По годам) (авторы Г.В.Репкина, Е.В.Заика)
|
6 кл. |
7-кл |
1. Отсутствие интереса. |
2% |
0% |
2. Реакция на новизну. |
37% |
30% |
3. Любопытство. |
19% |
18% |
4. Ситуативный учебный интерес |
18% |
22% |
5. Устойчивый
учебно-познавательный интерес |
18% |
22% |
6. Обобщенный
учебно-познавательный интерес |
6% |
8% |
По данным таблицы мы видим, что большинство учащихся находится на втором уровне формирования учебно-познавательных компетенций по предметам.
Это говорит о том, что у ребят возникают положительные реакции на новый интересный материал.
Меньше всего в 6-х классах представлены 4,5 и 6 уровни. Это значит, что у ребят по предметам данных циклов недостаточно сформированы
общеучебные умения, но к 7-му классу имеются повышение по этим уровням.
В течение года ученики при выполнении различных типов практико-ориентированных заданий показали хорошее умение работать с текстом,
составлять по нему тезисы, научились обобщать, сравнивать, но более трудными умениями анализировать, устанавливать причинно-следственные
связи овладело меньшее количество учащихся.
Анализ результатов тестов внешней оценки сформированности учебно-познавательных компетенций учащихся показал готовность к
использованию информационных ресурсов у 63% шестиклассников, способность к логическому мышлению – 59%, самостоятельно планировать и
осуществлять свою деятельность могут 44%.
Важно отметить личные достижения ребят: учащиеся 7-х классов стали участвовать в научно-практической конференции (апрель – 10 человек представили свои работы); 25 человек приняли участие в школьных олимпиадах по выбранным предметам, в том числе и по географии, 10 из них стали победителями школьного тура
(3 человека стали призерами районной олимпиады по географии), команда 7-го класса стала победителем в районных соревнованиях по туризму.
Значимость полученных результатов:
1. Для учащихся:
- рост интереса к предметам;
- повышения уровней учебно-познавательных компетенций;
- возможность проявить себя.
2.Для учителей:
- рост профессионального мастерства;
- освоение технологий (игровой, проектно-исследовательской, введение практико-ориентированных заданий);
- накопление методико-дидактического материала для дальнейшей работы;
- передача своего опыта.
3.Для школы:
- подготовка учащихся к жизни.
- создание комфортной обстановки в школьном коллективе учителей и учащихся;
- престиж школы в районе и городе;
- пересмотрены рабочие программы и дополнены новым содержанием
4. Для района: - распространение накопленного опыта школой.
Мы считаем, что полученные нами результаты будут иметь значение и для всей системы образования в целом, так как тема работы
связана с опытом подготовки образовательного учреждения к введению стандартов второго поколения в работу основной школы.
4.2. Продукты инновационной деятельности
На заключительном этапе ОЭР творческая группа учителей разработала и подготовила к печати продукт своей деятельности.
Мы предлагаем Методические рекомендации по теме «Практико-ориентированные задания как средство формирования учебно-познавательных
компетенций в основной школе». В методических рекомендациях дано описание проведения эксперимента в школе и предложены материалы
по теме ОЭР: разработки уроков с практико-ориентированными заданиями, разработки учебно-познавательных игр, банк
практико-ориентированных заданий, статьи учителей-исследователей.
4.3. Публикации учителей ОУ
1. Сидоркина О.В., учитель истории статья по теме «Возрастные особенности подготовки учащихся 4-6 классов к исследовательской работе по истории.
Педагогическое обозрение Часть 1: Организация исследовательской деятельности учащихся. Санкт-Петербург 2011г.
2. Самусенко Д.Р., учитель географии и педагог дополнительного образования, Самусенко Н.И., учитель русского языка и литературы,
статья по теме «Дополнительное образование учащихся». Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции.
Часть 3. «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования». Москва-Челябинск 2011.
3. Сдана в печать сборника материалов научно-практических конференций в АППО статья на тему «Практико-ориентированные задания как средство формирования учебно-познавательных компетенций на уроках географии», автор статьи Витте Е.П., учитель географии и заместитель директора по ОЭР.
|