| Главная cтраница | История развития города | Объекты исследований | Об авторах | |
Карта
сайта
Разделы сайта
Австрия
Германия
Италия
Франция
|
История развития Петербурга Петербург в годы советской власти Архитектура советского периода полностью отвергла устоявшиеся черты петербургского градостроительства, внеся свои коррективы. В 1917-1923 годах на Марсовом Поле по проекту Льва Руднева был создан гранитный монумент "Памятник борцам революции", а по чертежам Ивана Фомина и садостроителя Рудольфа Катцера партерный сад. К 1927 году завершили строительство ансамбля Тракторной улицы, в котором четко проявлены черты стиля конструктивизма. С главной осью Тракторной улицы увязано здание школы имени 10-летия Октябрьской революции, оригинальное по плану и сочетанию разновеликих объемов. Авторы ансамбля Тракторная ул. — школа 10-летия Октября арх. А. Никольский, Г. Симонов, А. Гегелло. Сооруженный у Нарвских ворот первый в городе Дворец культуры имени Горького стал объемно-пространственной основой формирования Нарвской площади (1925 - 1927 гг., арх. А. Гегелло, Д. Кричевский), которая была вскоре замкнута построенным напротив зданием, совмещающим Универмаг и фабрику-кухню. Эти здания можно назвать классическими образцами конструктивизма с характерной для этого стиля жесткой геометричностью форм и объемов и большими застекленными поверхностями фасадов. С 1930-х годов направление развития градостроительства и выбор стилистических приемов определился постановлениями Правительства и указаниями руководящих партийных и советских органов. В 1933-1937 годах был разработан Генеральный план развития города. В последующие годы Генеральный план корректировался и совершенствовался. В рамках этих планов, связанных преемственностью основного замысла, шло разностороннее строительство. В 1936 г. одновременно развернулась застройка в четырех районах — Автово, по Московскому проспекту, в Щемиловке и на Малой Охте, где создавались новые жилые районы. Проектирование вели архитекторы, чей практический опыт сложился в начале XX века — Андрей Оль, Лев Ильин, а также Евгений Катонин, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Лев Тверской, Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Александр Юнгер. Значительный вклад в формирование архитектурного Ленинграда 1930-х — 1940-го года внес архитектор Ной Троцкий. По его проекту построено здание Кировского райсовета, определившее масштаб и глубину площади, идейно-композиционным центром которой стал памятник С. М. Кирову (скульптор Николай Томский, 1938 г.). Авторские группы, возглавляемые Троцким, выполнили проекты таких значительных зданий, как Дворец Культуры имени Кирова на Васильевском острове, Административное здание на Литейном проспекте (1936-1940 гг.) и, наконец, грандиозный Дом Советов на Московском проспекте (так называемый "Большой дом"). В последнем проекте явственно проступает возвращение к ордерной системе, трактованной в колоссальных масштабах и преувеличенно монументальных формах. Основные ориентирующие направления послевоенного градостроительного развития Ленинграда были определены Генеральным планом 1948 года, откорректированным спустя три года и действовавшим до 1966 года. По этому плану, при сохранении исторических районов центр города развивался не только, как предусматривалось в 1930-х годах, на юг, но строительство охватило северное и западное направление и вышло к берегам Финского залива. В 1960-х годах сформировали главную площадь в микрорайоне Автово — Комсомольскую. К 1962 году сложилась композиция площади, архитектурной доминантой которой стал Театр юных зрителей (арх. А. Жук), а скульптурной — памятник А.С. Грибоедову (ск. В. Лишев, арх. В.Яковлев). Массовое жилищное строительство распространилось на обширные пространства, до того мало освоенные — Дачное, правый берег Невы, Полюстрово и Гражданский проспект. Продолжалась застройка на всем протяжении Московского проспекта, предмостных площадей у Большого Охтинского моста и моста Володарского. Велась ансамблевая застройка Ново-измайловского проспекта. В 1966 г. завершилось создание мемориального ансамбля на Пискаревском кладбище с монументальной гранитной стеной - стеллой, скульптурой Матери-Родины, горельефами, траурным партером, бассейном и павильонами (архитекторы Александр Васильев, Евгений Левинсон). В аналогичном духе сочетания лаконичных форм, скульптуры и слова трактован мемориальный ансамбль на Серафимовском кладбище (архитектор Яков Лукин). 15 июля 1966 г. Совет Министров СССР утвердил генеральный план развития Ленинграда. Этот третий градостроительный документ был рассчитан на 20-25 лет, т.е. до 2005 г. (арх. В. Каменский, А. Наумов, Г. Булдаков и др.). В последующие годы сформировались и продолжают развиваться обширные жилые массивы во всех направлениях от исторического ядра XVIII — начала XX веков и районов, сложившихся в 1930-1950-х годах. Одним из кардинальных, направляющих замыслов этого генерального плана — решительный выход к берегам Финского залива и формирование здесь комплекса взаимосвязанных ансамблей. Строительство конца 60-х, а затем семидесятых и восьмидесятых годов развивалось по дуге побережья Финского залива и по всему периметру прежних направлений на северо-запад и на юг. Благодаря этому отдельные "градостроительные пятна" периферийных районов слились в единую объемно-пространственную систему. Обширные градостроительные образования сложились за эти годы в микрорайонах, тяготеющих к Муринскому ручью, Гражданскому проспекту и проспекту Науки. Здесь интересными архитектурными решениями отмечены жилой район у проспекта Шверника, площадь Мужества, Красногвардейская площадь. В ансамбль Московского проспекта, являющегося своего рода экспозицией развития архитектуры Ленинграда, начиная с 1930-годов, коллектив проектировщиков под руководством Сергея Сперанского в 1960-х года внес сильные архитектонические акценты, па строив жилые дома у площади Победы, цент ром которой стал мемориальный ансамбль многофигурной скульптурной композицией (ск. М.К. Аникушин, арх. В. Каменский, С. Сперанский), воздвигнутый в память обороны Ленинграда. Четкие архитектурные комплексы сложились в районах Дачное, Ульянка, Сосновая Поляна. На северо-западной части Васильевского острова формировался жилой массив, который, выйдя к морю, образуя часть морского фасада города. Здесь выразительностью отличается семиэтажное здание морского вокзала, построенное на самом берегу Финского залива по проекту архитектор В. Сохина. "Парусные" завершения охтинских проемов и башня с 78-метровым шпиле прекрасно означили обращенность Ленинграда к морю и связали морскую эспланаду Васильевского острова с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью — изначальными высотными доминантами города на Неве. Во многом сформировался ансамбль набережных на правом берегу Невы. Здесь выделяется удачно найденным масштабом и ритмом ансамбль крупных зданий Свердловска набережной (ведущий архитектор А.В. Bасильев). Среди наиболее крупных и выразительных архитектурных сооружений 1960 - 1980 гг. - киноконцертный зал (1967 г., ар: В. Каменский, Ж. Вержбицкий, Г. Влацин, А. Жук); дворец спорта "Юбилейный", гостиница "Москва", (арх. Д. Гольдгор), гостиница "Пулковская" (арх. С.Сперанский, В. Волоксович), аэровокзал "Пулково" (арх. А. Жук, здание кораблестроительного института, арх: Н. Матусевич, Е. Савицкая, Ф. Фадеев), универсальный спортивно - концертный зал за Московским парком Победы (арх. И. Чайко, Ф. Яковлев). Принципиальные изменения государственных структур и экономической политики возрождение многих ранее запретных традиций дали архитекторам большую свободу творчества, вернули возможность создания индевидуальных проектов. Это уже проявилось в появлении зданий, отмеченных пластичностью объемов, оригинальностью общего решения изысканностью современного декора интерьеров.
|
Cсылки
Полезные ссылки
Голландия
Дания
Ирландия
Финляндия
|