|  Главная cтраница  |  История развития города   |  Объекты исследований   |  Об авторах   |

  

Карта сайта

Разделы сайта

  

Австрия

  

Германия

  

Италия

  

Франция

  

  

История развития Петербурга

СТАРОВ Иван Егорович 12 (23) февраля 1745, Петербург — 5 (17) апреля 1808, там же, русский архитектор. Один их основоположников классицизма в русской архитектуре. Родился в семье церковнослужителя. После окончания гимназии при Московском университете и Академии наук, поступил в архитектурный класс петербургской Академии художеств (1758). Первыми его учителями были Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов, строители здания Академии. Вместе с В. И. Баженовым, с которым одновременно окончил академию с золотой медалью (1762), уехал в Париж, где продолжил занятия в школе профессора Шарля де Вайи. Затем с целью изучения античных памятников посетил Италию. Александро - Невская лавра Вернулся в Россию в 1768, а спустя год получил звание академика. В 1770 был определен адъюнкт профессором Академии, что давало право на преподавание. В 1769-72 преподавал в Академии художеств, среди учеников — А. Д. Захаров. В 1772-74 главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Участвовал в разработке проектов планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. Одна из первых самостоятельных работ — дворец графа А. Г. Бобринского, незаконного сына Екатерины II, в Богородицке близ Тулы. Этот небольшой дворец, стоящий на высоком берегу пруда, стал композиционным центром города, на который сходились три лучевые улицы (1773-76). В это же время построил усадьбу в Никольском-Гагарине близ Москвы (ныне больница). Первые работы молодого архитектора отличаются не только последовательной разработкой принципов классицизма, но и изобретательностью композиции. После женитьбы на дочери горнозаводчика Г. Демидова Старов получает заказы на строительство усадеб для братьев Демидовых, в том числе в Тайцах (строился с 1774) и Сиворицах (1775-76). В этих работах ему удалось достичь органического сочетания сооружений с окружающей природой. В 1774 начинается работа над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге. Реконструировав территорию на левом берегу Монастырки, Старов создал новую площадь — площадь Александра Невского. Охваченная полуциркулем каменных стен (1783-85), площадь связывает ансамбль лавры с Невским проспектом. Выстроил Троицкий собор (1776-90) и Надвратную (Скорбященскую) церковь (1783-85). Троицкий собор, ставший композиционным центром ансамбля лавры, представляет собой крестообразное в плане здание, разделенное на три нефа пилонами, несущими своды, и увенчанное мощным куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две башни звонниц, расположенные по сторонам главного входа, оформленного лоджией и 6-колонным портиком дорического ордера. Две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов, соединяют собор с Духовским и Федоровским корпусами. Троицкий собор, ставший памятником архитектура русского классицизма, был одной из главных работ Старова. В 1778 на Старова обратил внимание всесильный князь Потемкин-Таврический, и спустя четыре года архитектор получает заказ на проектирование и строительство Таврического дворца в Петербурге (1783-89). Этот лаконичный по архитектуре и декору дворец по праву считается одним из лучших произведений зрелого классицизма в России. Величественное здание состоит из трех самостоятельных корпусов. В глубине парадного двора, отделенного от улицы невысокой оградой, расположен центральный 2-этажный корпус с 6-колонным портиком и плоским куполом на невысоком барабане. Два боковых служебных корпуса, соединенных с центральным флигелями, ограничивают с двух сторон парадный двор. Изысканная скромность и простота фасадов дворца контрастировала с великолепной роскошью убранства интерьеров. По проекту Старова позади Таврического дворца в 1783-89 был разбит прекрасный сад, ставший памятником садово-паркового искусства. На его территории были устроены искусственные холмы, каналы, пруды с островами, мосты (в 19-20 вв. частично перепланирован). В эти же годы архитектор создает дворец в Екатеринодаре и усадьбу в Островках, а также одну из самых своих значительных работ — дворцовый ансамбль в Пелле под Петербургом (1784-89). В конце 1780-х гг. был выполнен один из самых интересных замыслов Старова — проект дома Шереметевых. Проект осуществить не удалось, но остались великолепные образцы архитектурной графики, хранящиеся ныне в Останкинском дворце-музее творчества крепостных (Москва). В 1790 получил государственный заказ на разработку проектов планировки Николаева и Екатеринослава. Генеральный план последнего считается одним из лучших образцов регулярной городской планировки. Тогда же проектирует мавзолей-усыпальницу для своего покровителя князя Потемкина в имении его племянницы А. Враницкой. Став в 1786 главным архитектором «Конторы строений ея императорского величества домов и садов», Старов перестраивает ряд интерьеров Зимнего дворца. К 1795 становится членом Совета и адъюнкт-ректором Академии художеств. С 1800 и до самой своей смерти возглавляет строительный контроль при сооружении Казанского собора в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре — Некрополе 18 в.

назад

 

 

  

Cсылки

Полезные ссылки

  

Голландия

  

Дания

  

Ирландия

  

Финляндия

  

Hosted by uCoz