|  Главная cтраница  |  История развития города   |  Объекты исследований   |  Об авторах   |

  

Карта сайта

Разделы сайта

  

Австрия

  

Германия

  

Италия

  

Франция

  

  

История развития Петербурга

РОССИ Карл Иванович 18 (29) декабря 1775, Петербург — 6 (18) апреля 1849, там же, русский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города. Градостроительные идеи Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма. Родился в артистической семье (мать — итальянская балерина Г. Росси). Архитектуре обучался в мастерской известного зодчего и декоратора В. Ф. Бренны, под начальством которого в чине сержанта работал в Ведомстве по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий (с 1796). Участвовал в строительстве Михайловского замка в Петербурге. После двухлетней поездки (1802-03) во Францию и Италию в 1804 был назначен художником на стекольные и фарфоровые императорские заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором «Кабинета его величества». В 1809 Росси был переведен в Москву старшим архитектором «Экспедиции кремлевского строения», где преподавал в архитектурной школе и занимался реставрацией различных кремлевских сооружений. Его московские постройки не сохранились. С 1811 короткое время работал в Твери, вернувшись в Петербург, получил назначение на должность главного архитектора Павловска. Расцвет творчества Росси начался с 1816 после поступления на службу в «Комитет для строения и гидравлических работ». Через два года Росси приступил к возведению живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (окончен в 1822), принесшего зодчему известность (разрушен во время Великой Отечественной войны, впоследствии восстановлен). Другой крупнейшей работой, в которой проявился блестящий талант Росси-градостроителя, было создание Михайловского дворца (ныне Русский музей; 1819-1825) и всего ансамбля Михайловской площади (ныне площади Искусств). Перепланировке подвергся весь район от Невского проспекта до Невы. Здание Михайловского дворца эффектно замыкает перспективу Михайловской улицы от Невского проспекта и является одним из лучших произведений высокого классицизма. Великолепные дворцовые интерьеры (Белый зал и др.), выполненные по проектам Росси, свидетельствуют о высочайшем мастерстве декоратора. В 1819-29 зодчий реконструирует Дворцовую площадь и возводит грандиозный ансамбль Главного штаба. В центре дугообразного здания Главного штаба зодчий поместил триумфальную арку, увенчанную колесницей Славы (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Росси мастерски встроил в новый комплекс ряд существовавших ранее зданий, образовав круговой фасад длиной более двух километров. Здание Главного штаба Строительство Александpинского театра — лучшего театра Европы того времени — приходится на 1828-32. Главный фасад театра решен в виде необыкновенно эффектной глубокой лоджии с шестью коринфскими колоннами, поднятыми на высокий цокольный этаж. Для перекрытия зала впервые были применены металлические конструкции, а само здание выполнено из несгораемых материалов. В связи с постройкой Александринского театра Росси создает один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, включающий Театральную улицу (ныне ул. Зодчего Росси), Александринскую площадь (ныне площадь Островского) и Чернышев мост (ныне площадь Ломоносова). Среди последних крупных работ Росси — комплекс зданий Сената и Синода, объединенных аркой (ныне Центральный исторический архив). Эти здания, как и Адмиралтейство, окаймляют Сенатскую площадь, в центре которой стоит знаменитый «Медный всадник». Росси построил также: в Павловске дворцовую библиотеку (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838-41), в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826, после пожара 1837 восстановлены В. П. Стасовым). Произведения Росси, одного из создателей русского ампира, отличаются как грандиозным размахом, так и ясностью, выразительностью и богатством ордерных композиций, гармоничным сочетанием архитектурных форм и скульптуры, новаторскими приемами (например, металлическими перекрытиями), а также подчеркнутой триумфальностью, связанной с идеей величия России — победительницы в Отечественной войне 1812 года. Росси участвовал в разработке «Проекта каменных и деревянных строений в Петербурге», ставшего законодательным документом (утвержден в 1830). После вынужденного выхода в отставку перебивался случайными заработками, жил в долг. Семья, в которой было девять детей, бедствовала. В ноябре 1841 внезапно скончалась младшая дочь Леонтин, а вскоре умерла и жена. В городе свирепствовала холера, в день умирало до тридцати человек. Весной 1849 заболел и Росси и вскоре скончался. Похоронен в Некрополе в Александро-Невской лавре.

 

назад

 

 

 

  

Cсылки

Полезные ссылки

  

Голландия

  

Дания

  

Ирландия

  

Финляндия

  

Hosted by uCoz