|  Главная cтраница  |  История развития города   |  Объекты исследований   |  Об авторах   |

  

Карта сайта

Разделы сайта

  

Австрия

  

Германия

  

Италия

  

Франция

  

История развития Петербурга

 

Санкт - Петербург был основан 16 (по новому стилю - 27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове у разлива реки Невы на Большую и Малую торжественно заложили шестибастионную крепость.


Панорама Петропавловской крепости

Петербург и его окрестности расположены на Приневской низменности, представляющей собой равнину с обилием заболоченных мест. (подробнее)  

До петровского времени в России города строились на возвышенных берегах рек или на холмах. Петр избрал равнинную, низменую местность, в широко раскинутой дельте Невы со множеством островов, вблизи Финского залива. открывавшем манивший его морской простор. По мере того, как рос и укреплялся Петербург, усиливалось желание Петра сделать его столицей Русского государства. Как непохож был этот молодой город на боярскую Москву! Прямые, широкие, пересекающиеся улицы, большие площади, регулярные сады и красивые здания - все это отличало Петербург от других городов России. Расположенный у моря, он действительно стал окном в Европу, возрастала связь страны с западными столицами. Посольским дворцом (дворцом, где устраивались дипломатические приемы) являлся построенный для подобных целей Меньшиковский дворец. Уже тогда Петр думал над развитием отношений между Петербургом и Европой. В 1712 году петербург становится столицей. Для строительства города привлекались зодчие из России и Европы. Стояла задача повернуть Россию "лицом" к миру, показать, что это государство является неотъемлемой частью мирового сообщества. На тот момент строительство столицы европейского типа имело не только культурное, но и политическое значение.

Застройка города началась с Заячего, Городского (Петроградская сторона) и Адмиралтейского острова. Освоение последнего, кстати, дало мощный толчок к строительству на территории вдоль берегов рек Мои (Мойки) и Кривуши (канал Грибоедова). Петр стремился создать "регулярный" город, с четкой рациональной планировкой, застроенный по типовым проектам, со стандартными участками, фасадами, обращенными на "Красную линию". C 1706 по 1723 год строительством города - порта ведало особое учреждение - Канцелярия от Строений, а с 1712 года главным архитектором столицы стал Доменико Трезини. Важную роль в формировании облика Петербурга петровского времени сыграл Жан - Батист Левлон, которого Петр I назначил генерал - архитектором.

Царь первым широко открыл двери для западно - европейских архитекторов и мастеров. Наиболее значительный след в облике Петербурга оставили архитекторы Марио Джованни Фонтано, Иоганн Готфрид Шедель (Дворец Меньшикова), Георг Иоганн Матарнови (Кунтскамера), Андреас Шлютер, Николо Микетти, скульптор и архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. В результате их общего творчества сложился стиль петербургского раннего (петровского) барокко, в котором органически слились классическая ордерная система, трактованная в основном декоративно и реминисценции северного барокко, особенно голландского и немецкого. От второго идут шпили и шпицы, опредилившие силуэт Петербурга - стали его визуальными доминантами.

1732 - 1740 годы стали этапными в развитии генерального плана города. Стихийные пожары 1736 и 1737 годов подтолкнули строительство к новому шагу. Для застроийки "погорелых мест" и определения направленности нового строительства была создана "Комиссия о Санкт - Петербургском строении". Главой комиссии был назначен инженер Бурхард Кристоф Миних, а ведущим архитектором являлся Петр Михайлович Еропкин. В 1737 году были зафиксированы основные планировочные нововведения. Город получил строгое разделение на 5 частей : Адмиралтейская часть (ограничивалась Невой и Фонтанкой), Васильевская занимала весь остров, Петроградская часть включала также и Выборгскую сторону. Литейная - заключалась между Фонтанкой, Невским проспектом, распространяясь на весь район Охты, на правом берегу Невы. Московская часть простиралась на юго - запад от Фонтанки, и от Невского проспекта до Екатерингофа. Основной концепцией нового генерального плана стало окончательное перенесение административного и делового центра стоолицы на Адмиралтейский остров. Полное завершение получил "нептунов трезубец" трех магистралей, расходящихся от Адмиралтейства : Невского проспекта, как с 20 апреля 1738 года стала именоваться Большая Невская перспектива, Средняя перспектива (ул. Гороховая) и Вознесенская перспектива. Они пересекались Большой и Малой Морскими улицами, получивших регулярную планировку в петровское время. По предложению Комиссии проложили Садовую улицу, на оси которой разместили Сенную площадь и Покровскую (ныне - Тургенева), вокруг которой сформировался своеобразный район - Коломна. Петровский замысел улиц - перспектив обрел новое качество, так они делались более широкими, перекрестки отмечались "наугольными домами", лицевые строения на главных магистралях были в основном каменными. Постепенно Петербург стал отходить от чистых европейских стилей, образуя и рождая новые, свойственные только для этого города, находя удивительные архитектурные решения, отличающие его от прочих столиц мира.

В архитектуре середины XVIII века явственно прослеживается два периода : 1730 - 1740 гг. - время развития общих градостроительно - планировочных направлений, идущих с петровского времени; 1740 - 1760 гг. - создание в среде рядовой застройки сооружений, концентрированно выражающих расцвет стиля русского барокко, созвучного западноевропейскому и особенно венскому стилю рококо. Наиболее ярко и полно этот стиль воплотился в таких произведениях, как Зимний дворец и Смольный монастырь Бартоломео Растрелли, сочетающих монументальность, размах, пластичность, изобретательную декоративность и проработку каждой детали. Начало 1760-х годов оказалось переломным в русском зодчестве: барочно-рокайльные мотивы были вытеснены классицизмом (в западноевропейском искусстве он определяется как неоклассический стиль). Эстетическими ориентирами петербургских зодчих стали труды Витрувия, Андрео Палладио и Джакомы Виньолы. Большое воздействие имело творчество французского архитектора Шарля Девайн, учениками которого были Василий Баженов, Иван Старов и Федор Волков. Утверждение в русской архитектуре стиля классицизма совпало с учреждением в 1762 г. в Петербурге нового органа, ведавшего делами столичного строительства — "Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы".

Эволюция стиля классицизма в петербургском зодчестве разделяется на три этапа-периода: 1760-1770 годы — ранний классицизм, 1780-1800 годы — зрелый или строгий классицизм, 1800-1830 годы — высокий классицизм или ампир (подробнее o других петербургских стилях...). В 1833 г. разработали "Положение о размещении и устройстве частных заводов в Санкт-Петербурге", что защитило центральные районы города от внедрения в них промышленных строений, лишенных художественной выразительности. В 1844 году была установлена предельная высота зданий над уровнем земли, которая не должна была превышать 11 сажен. Такое решение имело исключительно плодотворные результаты для сохранения единства масштаба и сложившегося силуэта. Высота дома не могла быть большей, чем ширина улицы, что также имело позитивное значение, предопределившее пространственную четкость городских перспектив. Вторая треть XIX века отмечена несколькими существенными градостроительными решениями. Архитектор Александр Брюллов, построив Штаб гвардейского корпуса, усилил архитектоническую завершенность Дворцовой площади. Архитектор Николай Ефимов возвел на Исаакиевской площади два симметричных здания для министерств, фланкирующих подобно пропилеям ее главную часть, где установлен памятник Николаю I, спроектированный Монферраном. Использование композиционного приема пропилеи в виде зданий, близких по решению, симметрично поставленных по сторонам предмостных участков, стало характерным для градостроения этого времени. Были построены парные здания по сторонам продленного до левого берега Невы Литейного проспекта, на берегу Мойки у начала Благовещенской улицы (ныне Труда), образованной фасадом этих зданий. До Невского проспекта дополнительным Надеждинским участком продлили Шестилавочную улицу — получившую общее название Надеждинская (ныне ул. Маяковского). 1830-1850-е гг. отмечены возведением домов с различными башенками, бельведерами, шпилями, флюгерами, которые возвышались над регулярным уровнем зданий, умножая высотные акценты и разнообразив силуэты и перспективу улиц. Это явилось одним из проявлений расширения палитры стилистических, конструктивных, декоративных приемов, которые были вызваны новыми функциональными требованиями. В своих поисках архитекторы обратились к общечеловеческому художественному наследию, выбирая наиболее привлекающие их исторические стили. Период, охватывающий 1830-1860 годы, определяется как ранний этап петербургской эклектики. Крупнейшей фигурой среди петербургских зодчих середины XIX столетия, бесспорно, являлся А.И. Штакеншнейдер — мастер масштабных и оригинальных решений, широко эрудированный, прекрасно чувствовавший ансамблевость. За тридцать лет неустанной деятельности, начиная с 1830 года, он выполнил проекты десятков построек разных типов в Петербурге и его пригородах, создавая безупречные стилизации в духе античности, ренессанса и барокко, русского народного зодчества и готики. Крупнейшие строения, связанные с деятельностью А.И. Штакеншнейдера — это Мариинский дворец на Исаакиевской площади, ансамбль Николаевского дворца (дворец Труда) — определивший композицию прилегающей площади, дворец Белосельских-Белозерских, вошедший в ансамбль Невского проспекта и набережной Фонтанки, Ново-Михайловский дворец, вписанный в ансамбль Дворцовой набережной. Значительным творческим явлением петербургского зодчества были талантливые произведения Константина Тона. Это знаменитая пристань с древнеегипетскими сфинксами на правом берегу Невы, здание Московского вокзала, где тактично использованы мотивы архитектуры Возрождения, которое стало доминантой Знаменской площади (Восстания). С большим пониманием Тон обратился к самобытному древнерусскому творчеству, создав впечатляющие произведения — церкви и храмы, украсившие Петербург. В 1830-1860 гг. в Петербурге трудилась значительная группа высококвалифицированных профессионалов, произведения которых отмечены несомненной одаренностью и высокой архитектурной культурой: Франц Русака, Викентий Беретти, Александр Штауберт, Смарагд Шустов, Авраам Мельников, Альберт Кавос, Гарольд Боссе, Николай Бенуа, Александр Кракау, Ипполит Монигетти. Созданные по их проектам или при их участии здания различного назначения органически вошли в ткань ансамблей центральных районов, играя существенную композиционную и художественную роль. Реформа 1861 года стала своеобразной границей отсчета в градостроительном развитии Петербурга. У архитекторов столицы наряду с прежними традиционными заказчиками — правительственными учреждениями и богатым дворянством, появился новый, более широкий круг "потребителей" — промышленники, финансисты, оптовые торговцы, домовладельцы, акционеры крупных фирм. В духе требований времени, используя новые строительные материалы и конструкции, петербургские архитекторы проектировали и строили здания, которых до того русская архитектура не знала — частные банки, страховые конторы, огромные доходные дома и гостиницы, специализированные торговые здания, конторы, различного рода особняки, вокзалы, театрально-концертные залы нового типа, выставочные здания. При несомненном превалировании частного заказа в Петербурге проводилась и определенная градостроительная регламентация, закрепленная в 1857 году строительным уставом. Между 1861 и 1880 годом были утверждены планы урегулирования отдельных частей города — Васильевского острова, Петроградской стороны, между Фонтанкой и Обводным каналом. Локальные планы были сведены в общий "План урегулирования Санкт-Петербурга". Этим планом были намечены координаты уличной сети, вплоть до пустовавших окраин, административно включенных в городскую границу, и тем самым предопределена организованность и координация отдельных решений. Следует отметить, что период с конца 1860-х годов и до конца XIX века классифицируется как второй этап петербургской эклектики, для которого свойственно зачастую сочетание в одном произведении декоративных элементов, почерпнутых из различных стилистических источников. Все выразительные средства направлялись на то, чтобы выделить здание, привлечь к нему внимание. Последняя треть XIX века особенно характеризуется нарастающей волной частного строительства и отмечена заполнением пустующих участков, в центре города или перестройкой существовавших здесь малоэтажных зданий, решенных в различной стилистической ориентации. Проекты новых заказчиков разрабатывали видные, европейски образованные, зодчие архитектуры : Александр Рязанов, Павел Сюзор, Леонтий Бенда, Максимилиан Масмахер, Иероним Китнер, Виктор Шретер. Каждый из них создавал самостоятельное произведение, связанное с соседним местоположением и близостью размеров но отличные и тем, что в них использованы разные мотивы — готики раннего французского классицизма, ренессанса, барокко, восточного зодчества и допетровской архитектуры, а также так называемого "кирпичного стиля". Эти здания отмечены в определенной выразительностью, безусловно, высоким профессиональным качеством и строительной культурой, которые делают их образцовыми произведениями своего времени. Примечательно, что, несмотря на разностильность отдельных зданий, включенных в структуру улиц и других градостроительных образований последней трети XIX века, исподволь формировалась целостная архитектурная среда, в которой в разной степени проявлялась ансамблевая направленность. Такими свойствами отмечена застройка улиц Восстания , Николаевской, Чайковского, Большой Морской, Литейного и Измайловского проспектов; Невского проспекта от Фонтанки до Александро-Невской лавры, Театральной площади. Последние годы XIX и первые полтора десятилетия XX столетия внесли много нового и значительного в облик города на Неве. Прежде всего, это здания, выдержанные в так называемом "новом стиле" или как его еще называют, "модерн". Используя новые материалы (железо, бетон, сталь, стекло, керамику, а также естественные материалы) и применяя подсказанные ими конструктивные приемы, архитекторы-модернисты стремились уйти от всех существовавших до них приемов, создав оригинальную композиционную художественно-декоративную систему, направленную на выявление назначения здания. Крупнейшим представителем петербургского модерна явился Федор Лидваль. По его проектам были построены — жилой комплекс на Каменно-островском (Кировском) проспекте, здание Азовско-Донского коммерческого банка, в котором классицистическая ордерная система переосмыслена в духе модерна, гостиница "Астория", завершившего формирование Исаакиевской площади. Мастером архитектуры модерна был Александр Гоген. Ему принадлежит проект особняка прима-балерины М. Кшесинской, одного из наиболее показательных образцов петербургского модерна. Крупные постройки в духе модерна были вписаны и в ансамбль Невского проспекта, дав сильные и выразительные акценты. Это бывший торговый дом Елисеева (магазин Елисеевский), построенный архитектором Г. Барановским, дом компании "Зингер", ныне Дом книги (архитектор П. Сюзор), обретший значение высотной доминанты в перспективе Невского проспекта и канала Грибоедова.Дом Зингера В середине 1900-х годов, как антитеза модерну, поднялась волна увлечения архитектурой старого Петербурга. Эта ретроспективная обращенность в поисках новых источников творческого вдохновения особенно сильно выявилась в сооружениях, импровизирующих стилистику русского классицизма, барокко и итальянского ренессанса. Наиболее значительные работы в этом русле создали Иван Фомин, Лев Ильин, Владимир Шуко, Николай Лансере, Андрей Белогруд, Мариан Перетяткович, Мариан Лялевич, Александр Дмитриев. Продолжались искания и в направлении возвращения к национальным истокам русского зодчества, запечатленным в постройках Пскова, Новгорода, Суздаля. В этом направлении трудились архитекторы Владимир Покровский, Степан Кричинский, Герман Гримм, Василий Шауб, Алексей Зазерский, Андрей Оль. Несмотря на множественность стилистических исканий, всех архитекторов Петербурга-Петрограда связывала общность отношения к городу как к художественному целому. Именно благодаря этому в конечном итоге выкристаллизовалась ансамблевая направленность в застройке Петроградской стороны и более всего Каменноостровского проспекта, который отличается особым композиционно—художественным единством. После 1917 года в архитектуре Петрограда (так стал именовать Санкт-Петербург с 1914 года) произошел катастрофический разлом. Частная собственность на недвижимость была упразднена. Юридически ликвидировав городскую черту, в 1918—1921 годах переселили тысячи жителей рабочих окраин в центральные районы, нарушив функциональные структуры жилых домов и особняков, что повлекло к частичной утрате или гибели их художественных качеств.

Петербург в годы cоветской власти.

Петербург в наши дни.

 

  

Cсылки

Полезные ссылки

  

Голландия

  

Дания

  

Ирландия

  

Финляндия

  

Hosted by uCoz