Долгое время в России колокольная традиция существовала и передавалась в
устной форме. Преимущественно фольклорно существовала и история русского
колокольного литья, в том числе и валдайского.Так предания связывают
начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце
XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и
родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая.
Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на
Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев
отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки
колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор,
сказывают, в Валдае и льют колокола.Вначале XIX в. появились специальные
колокольные мастерские и заводы. Первые,рвые валдайские
колокольчикиизвестные нам.Вслед
за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском Вятской
губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с. Пурех
Нижегородской губернии и других.
Ямщицкий
колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность
передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение
ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их,
то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.
Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и
исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным
нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.
Валдайский
колокольчик имеет строгую, устоявшуюся,
(
классическую “валдайскую”)
форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты диаметра,
что создает впечатление устойчивости. Колокольчик лишен декора как
такового, неизменную что усиливает впечатление простоты, неприхотливости,
функциональности изделия и самое главное – знаковое значение надписи,
непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю
колокольчика, называемому местными мастерами “юбкой”.
Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней
сковороды, которую называют “плечами” и самого “сарафана”, а особенно
“юбки” подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика, а
прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский
сарафан. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык,
непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными
шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.
|